Слово «фейк» прочно закрепилось в лексиконе интернет-пользователей, хотя оно употребляется не только на просторах сети, но и в реальной жизни. Произошел термин из английского языка – «fake». В дословном переводе он означает «подделка», «обман», «фальшивка», «имитация». В ряде ситуаций он используется как глагол – «прикидываться», «мошенничать». В общем, под ним принято понимать все, что не имеет отношения к реальному, настоящему.
Что такое фейк?
Говоря простым языком, это подделка, связанная чаще всего с обманом. Она встречается повсеместно – в производстве, брендинге, во всемирной паутине. Говоря о последнем случае, можно отметить, что фейком чаще всего является поддельный контент в сети. Целью его формирования является привлечение внимания пользователей для решения широкого спектра задач.
Распространены фейки в социальных сетях. В последнее время социальными сетями были созданы специальные боты, осуществляющие проверку пользователей на предмет фейка. Это способствует уменьшению их количества. Тем не менее, «фальшивая популярность» продолжает набирать обороты, и некоторые методы борьбы с ней просто-напросто перестают работать.
Чтобы понимать значение слова «фейк» в сети более глубоко, стоит рассмотреть, что именно под ним понимается:
- поддельные фотографии и видео в сети;
- недостоверные и неактуальные новостные сюжеты;
- «липовые» страницы, которые не принадлежат реальным пользователям.
В реальной жизни под фейком принято понимать подделку. Например, «Abibas» вместо «Adidas» и т. д.
Для чего создаются фейки?
Есть несколько целей, которые преследуют создатели фейкового контента. Следует рассмотреть самые распространенные из них:
- намеренная дезинформация пользователей о каких-либо фактах событиях для так называемого хайпа – привлечения внимания в целях зарабатывания денег;
- формирование у потребителя информации определенного взгляда на вещи;
- проведение мошеннических и жульнических операций;
- открытое оскорбление определенных лиц;
- агитация;
- троллинг (чаще всего в таких случаях фейк создается для развлечения и самоутверждения путем участия в спорах, дискуссиях);
- реклама определенного продукта или обход лимитов для спама (ведь в большинстве социальных сетей действуют ограничения на добавление друзей и рассылку писем);
- желание сохранить анонимность и конфиденциальность, не «светить» личной информацией;
- личные мотивы (например, желание закомплексованного пользователя иметь двойника, который отличается другим имиджем).
В каждой из этих ситуацией фейк имеет негативный оттенок, поэтому его создание – недобросовестное и плохое действие. Именно цель, стоящая перед пользователем, определяет вид фейка.
Аккаунты в соцсетях
Многие люди используют фейковые аккаунты в соцсетях. Чтобы понять, как они работают, стоит рассмотреть на примере конкретной mass media – Вконтакте. Она популярна, владеет огромным количеством пользователей. Поэтому там фейки распространены больше всего.
- Страницы создаются для рекламы – привлечения пользователей. Если человек, осуществляющий коммерческую деятельность, не хочет «светиться» или вынужден работать с нескольких профилей, приходится создавать дополнительные аккаунты, которые не позволяют идентифицировать личность.
- Фото и видео делаются для развлечения. Например, берется известный политик (а точнее, его голоса с фото) и накладывается на изображение другого человека. К примеру, супергероя или, наоборот, злодея. Это веселит публику и приносит дополнительные просмотры. Соответственно, растет популярность и доход ресурса.
- Новости делаются для хайпа. Чем больше «уток» будет выпущено в народ, тем больше славы достанется ресурсу. Поэтому «липовые» сообщения о том, что кто-то из звезд развелся, «засветился» голым или, еще дискредитация определенных лиц и явлений. Еще хуже, скончался, появляются в сети на регулярной основе.
Примерно так работает фейк в большинстве социальных сетей.
Сайты
Одним из распространенных примеров фейка является поддельный сайт. Его доменное имя и интерфейс могут быть похожи на оригинал настолько, что найти различия будет невозможно. В итоге пользователь переходит по ссылке и, ничего не подозревая, может столкнуться, с чем угодно:
- мошенничество (чаще всего этот способ используется при подделке web-ресурсов фирменных интернет-магазинов, торгующих дорогостоящими товарами, пользователь совершает покупку, вносит 100% предоплату и остается ни с чем);
- вирус (вредоносные программы могут заразить компьютер и навредить его работе, хакеры чаще всего делают это для развлечения и привлечения внимания большого количества пользователей);
- взлом (недоброжелатели могут взломать страницы на различных ресурсах и получить доступ к важным данным, поэтому прежде чем перейти по ссылке и ввести их, нужно удостовериться, что посещен именно оригинал сайта, а не его фейковый двойник).
Создаются такие web-ресурсы и для рекламирования некоторых товаров. С одной стороны, они не являются мошенническими, с другой стороны – вводят пользователей в заблуждение.
Новости
Такие элементы «желтой прессы» создаются для того, чтобы привлечь внимание общественности, ввести ее в заблуждение и повысить позиции ресурса в поисковой выдачи. Способ нечестный, но рабочий. Кому из юзеров не захочется узнать подробности личной жизни звезды или увидеть фото обнаженных селебрити! Создатель фейковой новости преследует одну цель – сделать контент максимально привлекательным путем продумывания заголовка и «хайпануть» на псевдоновости. Делая «добро» себе такие «обманщики» популяризуют других персон – участников тех самых новостей.
Фотографии
Фейковые фото могут делаться по разным причинам, но чаще всего возникают именно такие ситуации:
- владелец страницы не желает показывать свое настоящее лицо;
- собственник ресурса хочет развлечь других пользователей отфотошопленными изображениями;
- человек стремится придать себе значимости или создать другой образ, имидж.
Такие фото можно встретить повсеместно, абсолютно на любых ресурсах.
Как распознать фейк?
Нередко пользователи интернета сталкиваются с необходимостью определения «липовой» информации. Сделать это можно достаточно просто, особенно набравшись опыта в данном направлении. Порядок действий обычно выглядит следующим образом.
- Получение информации о дате, в которую была создана страница: если она существует недавно, но на ней ведется подозрительная активность, это повод заподозрить ее в фейке.
- Поиск ID, такая возможность есть у многих социальных сетей. Практика показывает, что чем больше данное значение, тем меньше времени существует аккаунт.
- Определение степени активности: если профиль является собственностью реального пользования, данные на нем будут появляться постепенно. У фейков они обычно появляются в один день.
- Проверка фото, которое может быть настоящим или нет. Сделать это можно с помощью поиска Google.
- Выявление накрученных друзей: чаще всего они находятся в других городах и даже странах. Среди них также может быть много фото и фейков.
Таким образом, создание фейковых ресурсов преследует множество целей. Это действие является недобросовестным и чаще всего противозаконным.